Развивающие занятия

     Обучая малыша речи, недостаточно только тренировок артикуляции, развитие движений пальцев рук просто необходимо! А в этом может помочь изобразительная деятельность: лепка, аппликация, рисование, конструирование. С другой стороны, все это является основным способом образного отражения действительности. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных областей для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Поэтому надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно ни выражалось...
От пальчиков - к голове

      В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся совсем рядом. Именно этот уже подтвержденный научно факт позволяет рассматривать кисть руки как «орган речи» наряду с артикуляционным аппаратом.

Лепка

     Лепка - очень важное занятие для ребенка, которое развивает творчество, мелкую моторику рук, пространственное мышление, понятие о цвете, форме предметов, а также вырабатывает аккуратность и усидчивость. Кроме того, лепка, как и рисование, обладает психотерапевтическим эффектом: создавая разных персонажей, ребенок может обыгрывать свои взаимоотношения с ними. Но преимущество лепки в том, что здесь задействованы обе руки, все десять пальцев и внутренняя поверхность ладоней. Эффект от лепки примерно такой же, как от логопедического массажа руки. Лепить можно из глины, теста, песка и, конечно же, пластилина. А в лепке из пластилина можно (и нужно!) использовать другие материалы: горох, фасоль, гречку, макароны разной формы и цвета, пуговицы и т.д. В каком возрасте с ребенком можно начинать лепить? В один, полтора, два года, все зависит от желания и интереса у ребенка. Но лучше начинать занятия лепкой, когда ребенку будет 4-5 лет, - ведь это дело требует мышечных усилий. Главное, это ваше участие. Занимайтесь лепкой вместе с ребенком. Если вы будете увлечены этим творчеством, ребенок тоже. Придумывайте, фантазируйте, экспериментируйте. Ребенок сам скажет, что он хочет слепить, а вы будете ему подсказывать, как это можно сделать.

Аппликация

           Занятия аппликацией так же очень полезны для детей. Аппликация развивает такие качества как самостоятельность, усидчивость, терпение, аккуратность. Необходимость работать с мелкими деталями, вырезать элементы, раскладывать и наклеивать их также улучшает мелкую моторику детей. Во время занятий аппликацией дети знакомятся с понятием цвета, формы, величины, учатся находить одинаковые и разные детали, знакомятся с понятиями больше и меньше. Кроме того, дети учатся творчески подходить к созданию своих работ, развивают воображение, учатся выделать главное из множества объектов и видеть целое, состоящее из деталей. Аппликация из бумаги - самый доступный вид аппликации в домашних условиях. Начинать занятия аппликацией можно уже с детьми самого раннего возраста. Уже после года ребенок может с помощью взрослых намазывать лист клеем и прикреплять к нему разноцветные элементы. Сам вырезать геометрические фигуры по контуру ребенок научится гораздо позднее, а вот делать аппликацию из обрывков бумаги можно и с полутора - двух лет. Обрывки бумаги наклеивают на картон. Картина получается - "загляденье просто". Главное - желание Ваше и ребенка и фантазия обоих. В то же время очень важно и ценно вовремя предоставить ребенку возможность самостоятельно - но при вашем ненавязчивом участии и заинтересованном присутствии - экспериментировать с бумагой и ножницами. Пусть он складывает, сминает, разрывает разные виды бумаги, делает всевозможные надрезы и срезы. Спрашивайте, что у него получилось. Помогайте увидеть в образовавшихся формах нечто из реального мира - цветок, машина, луна, крона дерева, коралл.... Он будет накапливать свой собственный опыт, не скованный установленной техникой. А это очень важно. Гораздо важнее, чем точность вырезывания и аккуратность наклеивания.

Рисование

       У разных детей потребность к рисованию возникает в разное время - от 1 года до 1,5 лет. Рисование в детстве оказывает огромное влияние на всестороннее развитие личности ребенка и прежде всего на его эстетическое развитие. Важно в этом возрасте подвести малыша к пониманию прекрасного, сформировать умение самому создавать красивое, воспитывать эстетические чувства (чувства формы, цвета, композиции). Занятия рисованием приучают малыша действовать самостоятельно, быть занятым делом, а также способствуют и умственному развитию детей. Поэтому даже если сам малыш не проявляет интереса к рисованию, то после полутора лет надо направлять его внимание на рисование, и оно принесет ему радость. Маленькому ребенку целесообразнее давать для рисования не карандаши (они твердые и при малом нажиме слабой еще детской ручки оставляют едва видные штрихи и линии), а фломастеры, которые оставляют отчетливо видный, яркий след даже при легком касании бумаги. Это очень важно. Рисование фломастерами не вызывает напряжения руки, как это происходит при рисовании карандашами. Когда же рука малыша окрепнет, можно использовать и карандаши. Очень важно, чтобы взрослые были внимательны к желаниям малыша порисовать. Часто, из-за того что ребенок не может ничего изобразить, а лишь чиркает карандашом по бумаге, взрослые относятся к его действиям и рисункам снисходительно - насмешливо. Ребенок начинает понимать их насмешливое отношение к его занятиям, и отрицательную оценку его результата. И у него складывается мнение о рисовании как о пустом занятии. Поэтому нужно всячески поддерживать интерес детей к действию карандашом и создавать хорошие условия для занятий, обеспечивая его всем необходимым.

Конструирование

     Конструирование так же является широко распространенным среди детей видом творческой деятельности. Впервые оно проявляется в раннем возрасте в процессе совместных со взрослым действий с разнообразными кубиками и дидактическими игрушками и протекает в форме творческой игры. Конструирование предполагает специфические приемы обследования (умение вычленить основные части, опорные детали, их расположение и т. д.), определенные способы действия и построения конструкций. Различают конструирование по образцу, по условиям и по замыслу. Конструирование по образцу - первый и необходимый этап в развитии конструктивной деятельности. Оно предполагает воспроизведение из кубиков постройки по готовому образцу, на котором хорошо видно, из каких элементов он выполнен (кубики, пирамиды и т. д.). Конструирование по условиям предусматривает создание ребенком постройки не на основе образца, а на основе условий, выдвинутых игрой или взрослым (построить пароход так, чтобы на нем разместились пассажиры, построить мост через реку для проезда транспорта и пр.). Этот вид конструирования предполагает усвоение детьми зависимости конструкции предмета от его назначения, умения считаться с предъявляемыми условиями, выполнять их, что создает важные предпосылки для развития творчества. Конструирование по замыслу особенно хорошо проявляется в игровой деятельности. Дети охотно применяют постройки по замыслу для развертывания сюжетно-ролевой игры (построенный корабль отправляется в плавание, в домике дети размещают не только кукол, но и поселяются сами и т. д.). Этот тип конструирования особенно способствует активному формированию важных навыков общения. Дети научаются согласовывать свои планы и действия, проявлять инициативу, отстаивать свои предложения, уступать, помогать друг другу, радоваться общему успеху. В конце дошкольного периода в конструировании по замыслу у детей проявляется способность к самостоятельному планированию своей деятельности, тенденция к творчеству.